Экзистенциализм – философия существования

Проблемы классификации экзистенциальных страхов личности В настоящее время существуют различные классификации страхов. К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни или здоровья человека, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с глубинной сущностью человека и характерна для всех людей вне зависимости от конкретных ситуаций. Исходя из этого принципа, страх перед агрессивной собакой относится к первой категории, страх публичных выступлений - ко второй, а страх смерти - к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер боль, повреждение, страдание , но с другой — социальную природу выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т.

Глава . Основные проблемы философии экзистенциализма

Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты. Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью. Страх перед жизнью может принимать форму страха перед непонятностью и огромностью окружающего мира, в котором приходится жить, страха перед таинственными и загадочными явлениями, а также страха перед бессмысленностью жизни.

Страх перед собой может принимать различные формы:

1 Jun Страх — это последнее чувство, которое должен испытывать современный мужчина, но это только часть правды. Не взирая на то, экзистенция выступает как страх тревога какэкзистенцианальная ситуация.

Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав. Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.

Сохранить публикацию Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния, личных неудач и всеобъемлющей бессмысленности. Но время от времени нас вытаскивают из удовлетворённости собой и принуждают переоценить свою жизнь. Вот что нужно знать об экзистенциальных кризисах и как с ними справляться. Тем не менее, психологи и психотерапевты с ним вполне знакомы.

Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?

Галина Мальцева Мастер 9 лет назад Тема экзистенции снова популярна? Простым языком, это ощущение себя в мире и мира в себе. Экзистенциональный страх - потеря принадлежности к окружающему. На это случай существуют упражнения, которыми можно воспользоваться либо при помощи психолога, либо по совету психолога.

В этом случае нужны уточнения, симптоматика. С одной стороны, страх активирует нас, помогает нам выживать в процессе биологической Ч. Дарвин и социальной Э.

Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться

Экзистенциализм Экзистенциализм - это иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Известно два направления экзистенциализма -религиозное, представленное такими мыслителями, как К. Ясперс и Г. Марсель и атеистическое, выразителями . Хайдеггер , Ж.

Другая теория и модель психики — экзистенциальная психодинамика также основана на конфликте. Конфликте человека с четырьмя неизбежными данностями существования: Смерть — угроза объективному существованию. Свобода и Изоляция — два полюса индивиудализации и ощущения себя частью целого. И бессмысленность — угроза духовному существованию.

Если взглянуть на них в контексте статьи о противоречиях и трихотомиях , то это будет выглядеть так: Почему вдруг речь пошла о смерти, свободе и, казалось бы, не связанных с целями вещах?

Лекция 23. Экзистенциальная психотерапия

Предыдущая 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Следующая В четвертой теме раскрывается содержание понятие экзистенциональная тревога, дает систематика базисных тревог. Психотерапевтическая теория тревоги сегодня находится в трудном положении. Одна из причин такого положения — отсутствие четкого различения между экзистенциальной и патологической тревогой, а также между главными формами экзистенциальной тревоги. Такой путь, заведомо в некуда, требует от человека мужества.

Тревога в лице Судьбы, которая не дает нам двигаться в желаемом направлении 2. Она не нуждается в вытеснении, ликвидации, ее необходимо осмыслить и прорабатывать. При попытках ее уничтожить она перерастает в Тревогу патологическую - как результат неспособности принять нормальную тревогу. Избегать тревоги - это избегать жизни вообще.

Мэй - экспериментальные данные - высокий уровень осознанности человеком совей тревоги коррелирует с высоким интеллектуальным потенциалом. Способность ощущать разрыв между ожиданиями и реальностью - условие тревоги и творчества. Теория экзистенциальных выборов Сальвадора Мадди: Любые выборы, которые мы делаем, это в конечном счете выборы между 2 альтернативами: И мы выбираем тревогу как неизбежный эмоциональный аккомпанемент 2.

В пользу прошлого - неизменности, сохранения статус - кво - и тогда выбор депрессии или вины как эмоциональный аккомпанемент упущенных возможностей Мужество Быть —это способность осознавать тревогу, принимать ее, жить с нею, не давая превратиться в патологическую и не пытаясь придать определенность неопределенному миру. В жизни человека происходят 2 основные инициации:

Экзистенциальная тревога и становление идентичности

Экзистенциальные страхи Обычно, экзистенциальные страхи понимаются, как отдельная группа страхов, не связанная с какими-то жизненным событием определенного индивида, а скорее связанные с внутренней сущностью человека. Поэтому экзистенциальные страхи обладают рядом особенностей: Некоторым в большей, некоторым в меньшей степени. Спрятаны глубоко подсознании и поэтому, чаще всего не могут осознаваться человеком.

Из-за глубины и неконкретности содержания, экзистенциальные страхи практически не поддаются полному излечению. Их можно только минимизировать.

Это обусловливает тенденцию к освобождению философии от любых эмоций, душевных движений и стремление к абсолютно бесстрастной регистрации феноменов. Совсем иной характер носит философия экзистенциализма — насквозь эмоционального, иррационального, ненаучного мыслительного движения. Тем более удивительно, что наиболее значимые и интересные результаты были получены на пересечении феноменологии и экзистенциализма.

Экзистенциализм — одно из наиболее ярких философских течений первой половины ХХ века, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающего выражения на языке понятий. Истоки экзистенциализма — в философии С. Кьеркегор отверг мысль о том, что бытие до мельчайших подробностей проницаемо для мысли, для понятийного мышления. Экзистенция, человеческое бытие, по Кьеркегору, есть то, что недоступно понятийному, абстрактному мышлению, и потому научное мышление неприменимо к познанию человеком самого себя.

Обретение экзистенции предполагает решающий выбор, в результате которого человек переходит от пассивного пребывания в мире вещей в роли одной из таких вещей к собственно человеческому бытию. К числу главных представителей экзистенциализма могут быть отнесены: Мартин Хайдеггер — один из наиболее ярких мыслителей ХХ столетия. Хайдеггера считают экзистенциалистом, хотя он сам отрицает это, утверждая, что для него наибольший интерес представляет бытие как таковое.

Экзистенциальная тревога это:

Экзистенциальная тревога Экзистенциальнаятревога — согласно экзистенциальной теории, всеобщий глубинный страх конечности жизни и ответственности, налагаемой ею. Наконец, мы подозреваем, что наше собственное существование может быть бессмысленным. Как полагают экзистенциалисты, люди могут смело встретиться со своей экзистенциальной тревогой, если примут на себя ответственность за свои действия, принятие решений, наполнение своей жизни смыслом и понимание своей собственной уникальности.

Мы рассматриваем эти состояния как реакции на тревогу. Они представляют собой попытки, хотя и дезадаптивные, овладеть тревогой. Психопатология — векторная сумма тревоги и индивидуальных механизмов защиты от нее, как невротических, так и характерологических. Обычно в начале работы с пациентом терапевты главное внимание уделяют манифестной тревоге, эквивалентам тревоги и защитам, построенным в попытках оградить себя от тревоги.

Впоследствии терапия может идти по многим направлениям, но терапевты продолжают использовать тревогу пациента как маяк или компас, прокладывая курс терапии в направлении ее истоков и ставя конечной целью их обезвреживание и устранение. По спекулятивному предположению Фрейда, ядерные человеческие группы, молекулы социума, составлялись под действием страха смерти: Мы увековечиваем группу, желая увековечить себя; историографическая деятельность группы — это символическое искание косвенного бессмертия.

Воистину, как утверждал Гегель, сама история — это то, что человек делает со смертью. Роберт Джей Лифтон описал несколько путей, которыми человек пытается достичь символического бессмертия. Только представим себе их всеохватывающие культурные последствия: Ветви культурального древа, вырастающего из страха смерти и искания бессмертия, простираются очень широко, уводя далеко за рамки этой книги.

Из числа авторов, писавших на эти темы, следует отметить Нормана Брауна , Эрнеста Бекера и Роберта Джея Лифтона, которые блестяще продемонстрировали, что страх смерти пропитывает собой всю нашу социальную ткань. Меня здесь интересует воздействие тревоги смерти на внутреннюю динамику индивида. Я буду говорить о том, что страх смерти является первичным источником тревоги.

СМЕРТЬ И ТРЕВОГА

Вы ведь ясно сознаете, что цель нашего рождения - Ничто, что мы любим Ничто, верим в Ничто, трудимся не щадя себя, чтобы постепенно обратиться в Ничто Но мне не осилить эту вопиющую истину. Когда я обозреваю жизнь, то что есть конец всего? Когда же я возношусь духом, то что есть вершина всего? Гельдерлин Я навсегда осужден существовать за пределами моей сущности, мотивов и побудительных причин моего действия: Почему, например, не добродетельные люди, а грешники столь значительны у Мориака?

Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия.

Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия.

Тогда используя это высказывание, можно объяснить причину возникновения такого рода философии. Экзистенциальная философия, по мнению А. Экзистенциональная философия выражает общее чувство времени: Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также всемирно-историческую личность.

Как избавиться от страха