«Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Это заболевание характеризуется, прежде всего, замедленным темпом развития и совершенствования таких функций как память , мышление, внимание и других показателей. Как правило, все они в той или иной степени отстают от норм, установленных для определенного возраста ребенка. В самом раннем возрасте болезнь практически не проявляется. Ее можно определить позднее, когда ребенок достигает примерно 5, лет. Обычно дети с ЗПР обнаруживаются во время прохождения тестов, определяющих уровень развития дошкольника. Окончательное выявление отклонений происходит в начале учебного процесса.

Особенности страхов у старших дошкольников с задержкой психического развития

Как уже подчеркивалось выше, многие трудности школьной адаптации детей с ЗПР обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения. В нашей работе уже было показано, что эмоциональные нарушения у детей с задержкой психического развития проявляются по-разному. Это могут быть тяжелые неврозоподобные и психопатоподобные нарушения на фоне органического поражения ЦНС, которые нередко встречаются при ЗПР церебрально-органического генеза Е.

Ковалев, ; и др.

ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при подвижность, склонность к капризам, беспокойный сон, ночные страхи.

На материалах этих исследований М. Власовой было предложено разделять общую группу ЗПР на два вида. В дальнейшем на основе этой классификации К. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу: Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В таких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения грацильностью.

Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловленно наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития А.

В самом общем виде сущность задержки психического развития ЗПР состоит в следующем: Задержка психического развития носит относительно временный характер. Дети с ЗПР уже более тридцати лет углублённо изучаются специалистами: В результате клинико-психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура данного дефекта, его симптоматика, этиологи; выявлено, что ЗПР - неоднородный феномен, различающийся и по степени и по характеру отклонений.

Существует несколько классификаций задержки психического развития.

Наиболее часто старшие дошкольники с ЗПР испытывают страх смерти, достигающий наиболее удачна при индивидуальной работе с психологом.

Обращались ли Вы за помощью к психологу? Да, обращался, и психолог помог решить мою проблему Да, обращался, но моя проблема не была решена Никогда не обращался и не собираюсь Я сам себе психолог Загрузка Задержку психического развития психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития. ЗПР сегодня считается часто встречаемым видом психических патологий в раннем возрасте. О наличии заторможенности развития психических процессов говорить следует исключительно при условии, что индивидуум еще не вышел за границы младшего школьного периода.

В случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на фазе старшего школьного периода, уже следует говорить об олигофрении или инфантилизме. Отклонение, выраженное в задержке психического формирования, занимает позицию между анормальным развитием и нормой. Индивид с ЗПР не характеризуется наличием серьезных нарушений в формировании процессов психики, таких как олигофрения либо первичное недоразвитие двигательной или зрительной системы.

страхи у детей с задержкой психического развития

Перечисленные выше характеристики деятельности и поведения, будучи тесно связанными со свойствами нервной системы, являются по сравнению с другими психическими особенностями наиболее стабильными и неизменными. Обусловливая индивидуально-типический стиль взаимодействия ребенка с окружающим миром, темперамент является базой для формирования характера, выражающегося в устойчивом отношении к окружающему миру и самому себе и проявляющегося как в познавательной деятельности, так и в общении.

В дошкольном возрасте, начиная с младенческого периода, по критерию обеспечения успешной социально-психологической адаптации выделяют легкий, промежуточный и трудный темперамент.

При ЗПР церебрально-органического генеза наиболее часто ведущим . интересы, игры, отношение к окружающим, к ситуации, энурез, страхи.

Согласно современным исследованиям, особенности личности, являясь содержательно независимыми по отношению к свойствам темперамента, непосредственно испытывают на себе его влияние в части энергетических компонентов деятельности и поведения, а именно: Перечисленные выше характеристики деятельности и поведения, будучи тесно связанными со свойствами нервной системы, являются по сравнению с другими психическими особенностями наиболее стабильными и неизменными.

Обусловливая индивидуально-типический стиль взаимодействия ребенка с окружающим миром, темперамент является базой для формирования характера, выражающегося в устойчивом отношении к окружающему миру и самому себе и проявляющегося как в познавательной деятельности, так и в общении. В младшем школьном возрасте, начиная с младенческого периода, по критерию обеспечения успешной социально-психологической адаптации выделяют легкий, промежуточный и трудный темперамент.

По большинству характеристик ребенок не проявляет выраженного своеобразия, которое может послужить основой для дезадаптации и негативного восприятия окружающими. По 4 -5 характеристикам ребенок выглядит несколько своеобразно например, интенсивная негативная реакция на новые стимулы, сопровождающаяся плохой адаптацией, сниженным фоном настроения и низким порогом ответной реакции на воздействия. Более чем по 5 показателям у ребенка наблюдается своеобразие реакций, ведущее к выраженным трудностям во взаимодействии с окружающими [11].

Кроме того, в младшем школьном возрасте можно обнаружить формирование систем темпераментных характеристик, свойственных тому или иному темпераменту меланхолическому, сангвиническому, флегматическому или холерическому. Сам по себе темперамент не является ни плохим, ни хорошим, но в зависимости от своеобразной комбинации трех основных свойств нервной системы силы -слабости; уравновешенности -неуравновешенности; подвижности - инертности каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны, не учёт которых ведет к формированию нежелательных черт личности, дезадаптивному поведению, может явиться причиной страхов и детской нервности.

Наиболее часто встречающимися признаками трудного темперамента у школьников с ЗПР являются: Таким образом, уже на уровне темпераментных особенностей у детей с ЗПР имеются предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в организации своего поведения и деятельности.

ОСОБЕННОСТИ страхов У ДЕТЕЙ С ЗПР

Особенности проявления тревожности у детей с задержкой психического развития ЗПР В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике. В последние десятилетия в отечественной науке вопросы изучения детей с ЗПР приобретают важное социально-психологическое, психолого-педагогическое , нравственно-этическое значение, что обусловлено ростом числа детей названной категории. Однако, большинство экспериментально-психологических исследований детей с ЗПР направлены в большей степени на рассмотрение особенностей их познавательной деятельности, тогда как данные об особенностях эмоциональной сферы данной категории детей вообще, и о специфики проявления у них тревожности, в частности, в литературе немногочисленны.

Так как тревожность многие исследователи относят к эмоциональным явлениям, следует рассмотреть особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР. При ЗПР конституционального генеза эмоциональная сфера детей во многом напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста, хотя при этом отмечается качественное своеобразие эмоциональных черт личности:

Задержка психического развития — крайний вариант нормы, один из видо задержке психического развития наблюдаются нарушения как У них могут появляться неврозоподобные явления (страхи, навязчивые движения, .

Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с ЗПР Согласно современным исследованиям, особенности личности, являясь содержательно независимыми по отношению к свойствам темперамента, непосредственно испытывают на себе его влияние в части энергетических компонентов деятельности и поведения, а именно: Перечисленные выше характеристики деятельности и поведения, будучи тесно связанными со свойствами нервной системы, являются по сравнению с другими психическими особенностями наиболее стабильными и неизменными.

Обусловливая индивидуально-типический стиль взаимодействия ребенка с окружающим миром, темперамент является базой для формирования характера, выражающегося в устойчивом отношении к окружающему миру и самому себе и проявляющегося как в познавательной деятельности, так и в общении. В дошкольном возрасте, начиная с младенческого периода, по критерию обеспечения успешной социально-психологической адаптации выделяют легкий, промежуточный и трудный темперамент. По большинству характеристик ребенок не проявляет выраженного своеобразия, которое может послужить основой для дезадаптации и негативного восприятия окружающими.

По 4 —5 характеристикам ребенок выглядит несколько своеобразно например, интенсивная негативная реакция на новые стимулы, сопровождающаяся плохой адаптацией, сниженным фоном настроения и низким порогом ответной реакции на воздействия. Более чем по 5 показателям у ребенка наблюдается своеобразие реакций, ведущее к выраженным трудностям во взаимодействии с окружающими. Кроме того, в дошкольном возрасте можно обнаружить формирование систем темпераментных характеристик, свойственных тому или иному темпераменту меланхолическому, сангвиническому, флегматическому или холерическому.

Сам по себе темперамент не является ни плохим, ни хорошим, но в зависимости от своеобразной комбинации трех основных свойств нервной системы силы —слабости; уравновешенности —неуравновешенности; подвижности — инертности каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны, неучет которых ведет к формированию нежелательных черт личности, дезадаптивному поведению, может явиться причиной детской нервности.

ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Характеристика страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР себе больший познавательный заряд. Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 7 годам, когда эмоции уже отличаются известной зрелостью и устойчивостью. Начиная, с 6 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе.

При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, .. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают.

Теоретическое исследование особенностей страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития…………………… Эмпирическое исследование особенностей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ЗПР ……………………… Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности.

Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с задержкой психического развития ЗПР. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки.

Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:

Как распознать детский аутизм? Симптомы